Обращает на себя внимание первый в истории совместный саммит лидеров стран, входящих в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и лидеров стран Центральной Азии, который состоялся в саудовской Джидде и на который прибыли президенты Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. Инициатором создания такого нового формата сотрудничества стала Саудовская Аравия — самая большая страна в регионе Персидского залива и самая влиятельная в исламском мире, при этом религиозный фактор стал одним из объединяющих в процессе установления странами Персидского залива политических, торгово-экономических и иных связей с государствами Центральной Азии.
Считается, что страны Персидского залива в последние несколько лет проявляют интерес к потенциалу, который открывает для них Центральная Азия — и именно поэтому на саммит прибыли президенты Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. И именно страны Персидского залива готовы охотно инвестировать в регион в расчете получить доступ к сырьевым ресурсам и потеснить в регионе США и ряд европейских стран, которые в последнее несколько лет отказывают центрально-азиатскому региону в масштабных инвестициях. Желание привлечь инвестиции прослеживалось и в выступлении каждого приглашенного главы государства. Так, глава Туркменистана Сердар Бердымухамедов предложил создать Совещание министров иностранных дел, Транспортный комитет, Торговую палату, Экологический совет и Культурный диалог, а заодно провести Первые Международные спортивные игры, Медицинский конгресс и Первый инвестиционный форум. Провести такой же форум, только не в Туркменистане, а в Кыргызстане, предложил и Садыр Жапаров, кроме того, президент Кыргызстана пригласил «партнеров из стран Залива» принять участие в совместной реализации строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан». Глава Таджикистана Эмомали Рахмон тоже говорил о привлечении инвестиции, а президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев сконцентрировался на вопросах, касающихся добычи и переработки нефти и нефтепродуктов, а также «зеленой энергетики».
Несмотря на то, что итоговая резолюция саммита до сих пор официально не опубликована ни одной из сторон, сам факт того, что саммит состоялся, и страны Персидского залива желают оказывать влияние на Центральную Азию — является позитивным сигналом. Ведь до сих пор «партнеры из стран Залива» были активны в Центральной Азии преимущественно в религиозной сфере, вкладывая средства в строительство мечетей, медресе, обучение, борясь таким образом в регионе с другим внешним влиянием в религиозной сфере — турецким и пакистанским.