Обращает на себя внимание довольно оперативная реакция на эксклюзивное интервью первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в российском сегменте сети Интернет. Так в аффилированных с Кремлем российских Telegram-каналах уже бытует мнение, что первый президент Казахстана публично демонстрирует поддержку курса действующего президента страны Касым-Жомарта Токаева в обмен на свою персональную неприкосновенность и соблюдение собственных интересов.
Обращает на себя внимание и то, что в целом интервью Назарбаева привлекло внимание практически всех российских медиа, где ему также дают оценку российские политологи, что свидетельствует о том, что официальный Кремль пристально наблюдает за происходящим в Казахстане. При этом большинство российских «сетевых авторов» и «говорящих голов» склонно считать, что после трагических «январских событий» первый президент был вынужден отстраниться от родственных и родоплеменных связей, под давлением официального расследования, проводимого правоохранительными органами страны, в ходе которого были получены показания от бывшего председателя КНБ Карима Масимова о причастности самого Елбасы и его племянников — Кайрата Сатыбалды и Самат Абиша — к организации беспорядков в начале января этого года. И в этих условиях Елбасы был вынужден фактически отказаться от какой-либо связи с ними, что, как считается, подчеркивается его словами о том, что именем Елбасы воспользовались у него «за спиной». Тем самым первый президент фактически публично одобрил дальнейшее преследование своих ближайших родственников не только в связи с предпринятой в стране попыткой государственного переворота, но и в связи с совершенными ими экономическими преступлениями. Это означает, что уже в ближайшее время риск непосредственного ареста будет угрожать брату Елбасы — Болату Назарбаеву, его племяннику — бывшему заместителю председателя КНБ Абишу, его младшей дочери — Алие Назарбаевой, а также его зятьям — олигархам Тимуру Кулибаеву и Кайрату Шарипбаеву, чья откровенно коррупционная деятельность в нефтегазовой сфере широко известна в Казахстане и за его пределами, в том числе во все той же России, где и Кулибаев, и Шарипбаев имели тесные деловые отношения с главой энергетического гиганта «Газпром» Алексеем Миллером. Впрочем, с судьбой Болата Назарбаева не все так однозначно. Риск его ареста, вероятнее всего, очень сильно преувеличен, а умозаключения на этот счет связаны с тем, что информация о его тяжелой болезни известна далеко не всем. Куда сложнее обстоят дела с сыном Болата Назарбаева, который, по слухам, подозревался в серии убийств.
Согласно уже озвученным в России тезисам, все заявления Елбасы, сделанные в рамках эксклюзивного интервью, нужно рассматривать как публичную просьбу в адрес действующего президента оставить его в покое и дать возможность остаться в истории Казахстана в качестве основателя государства, даже если ради этого нужно пожертвовать родственниками и, скорее всего, это является довольно точной его трактовкой.
Впрочем, на всем этом фоне странной выглядит выделение позитивной роли находящегося в СИЗО председателя КНБ Масимова в организации деятельности «Назарбаев Университета». В связи с чем невольно возникают вопросы об истинной роли члена Попечительского совета данного университета американца Дэвида Меркеля, который в настоящее время ведет агрессивную информационную кампанию в защиту Масимова и с чьей подачи в сети Интернет распространяется требование о необходимости его немедленного освобождения. При том, что ранее уже указывалось на то, что Меркел, скорее всего, является кадровым офицером ЦРУ и, возможно, отвечал за вербовку Масимова в качестве агента влияния или даже агента ЦРУ в Казахстане.