Site icon Геральд.KZ

Зачем Кремль давит на партнеров по ОДКБ?

В Нур-Султане всерьез обеспокоены нарастающим уровнем конфронтации между странами-участницами ОДКБ и военно-политическим блоком НАТО, в первую очередь речь, конечно, идет о той позиции, которую в отношении западных стран заняла Россия и Белоруссия.

Так, накануне президент Белоруссии Александр Лукашенко совершил очередной визит в Россию, в ходе которого попросил у российского президента Владимира Путина найти форму для своего рода симметричного ответа на те тренировочные полеты, которые осуществляют боевые самолеты Североатлантического альянса у границ Белоруссии. Белорусский президент утверждает, что для этих тренировочных полетов США и НАТО задействованы силы, способные нести ядерные боеголовки и ядерные заряды. Ответом на опасения Лукашенко стало решение официальной Москвы о поставке Минску в течение ближайших месяцев ракетно-тактических комплексов «Искандер-М» двойного назначения, которые могут применять баллистические и крылатые ракеты как в обычном, так и в ядерном исполнении. Доподлинно неизвестно, остался ли удовлетворен Лукашенко таким решением или нет, ведь фактически он настоятельно попросил Путина о другом — о размещении на территории Белоруссии ядерного оружия, при этом подчеркивая, что речь могла бы идти о простом перемещении ядерного арсенала с одной части Союзного государства в другую часть, но в перемещении ядерного арсенала белорусскому лидеру пока было отказано.

Фактически Лукашенко продемонстрировал, что сознательно готов пойти на нарушение Договора о нераспространении ядерного оружия, что может привести к серьезным политическим последствиям, таким как утрата международной и правовой субъектности Белоруссии. Договор о нераспространении ядерного оружия был подписан в столицах трех «государств-депозитариев» — Вашингтоне, Лондоне и Москве, в настоящее время он ратифицирован 199 государствами, а контроль за его исполнением осуществляет МАГАТЭ. Нарушение договора может грозить Белоруссии исключением из ООН и переходом этого государства в «серую правовую зону». Тем более, что в последнее время на фоне геополитической напряженности МИД Беларуси и без того свою деятельность сводит к политическому сопровождению и поддержке агрессивной дипломатии России, а малочисленные белорусские дипломаты за рубежом фактически выполняют вспомогательные функции при российских посольствах и не имеют других инструкций из Минска.

В случае перемещения части ядерного арсенала из России в Белоруссию исключение последней из ООН может быть и, вероятно, будет осуществлено по инициативе ряда европейских стран, которые, опираясь на упомянутый самим Лукашенко договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, непременно воспользуются заложенными в этот договор формулировками, и будут рассматривать Белоруссию как территориальную единицу в составе России, добровольно утратившую свою независимость и суверенитет после вхождения в состав Союзного государства. Тем более, что и сам Лукашенко охотно соглашается с той генеральной линией, которую официальная Москва продвигает на постсоветском пространстве, и соглашается с тем, что этнические белорусы и этнические русские — это один «разделенный народ». Весьма показательным является и то, что почти за 30 лет управления Белоруссией Лукашенко ни разу не выступил на белорусском языке, оставаясь единственным в мире президентом формально суверенного государства, который отрицает независимость собственной страны, что наверняка войдет в учебники мировой истории и дипломатии как своего рода политический казус.